Меню

Наследственное заболевание которое выражается в склонности к кровотечению в результате

Кровь
тест по биологии (8 класс)

Тест. Закончить предложения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов, — …………………
  2. Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления из нее форменных элементов крови, — …………….
  3. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка, -…..
  4. Безъядерные элементы крови, содержащие гемоглобин, — ……………….
  5. Форменные элементы крови, содержащие ядро, не содержащие гемоглобин, — ……..
  6. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ — ………………..
  7. Плазма крови, лишенная фибриногена, — ……………
  8. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и других чужеродных тел — ………
  9. Препарат готовых антител, который вводят заболевшему человеку, взятый от переболевших людей или животных, — ………….
  10. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека, -………
  11. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава, — ………..
  12. Орган, где формируются клетки крови и лимфы, — …………
  13. Человек, получающий часть крови от переливания, ткани и органы для пересадки, — ….
  14. Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека или животного к здоровому — …………….
  15. Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате несвертывания крови, — …………
  1. Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов, — …………………
  2. Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления из нее форменных элементов крови, — …………….
  3. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка, -…..
  4. Безъядерные элементы крови, содержащие гемоглобин, — ……………….
  5. Форменные элементы крови, содержащие ядро, не содержащие гемоглобин, — ……..
  6. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ — ………………..
  7. Плазма крови, лишенная фибриногена, — ……………
  8. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и других чужеродных тел — ………
  9. Препарат готовых антител, который вводят заболевшему человеку, взятый от переболевших людей или животных, — ………….
  10. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека, -………
  11. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава, — ………..
  12. Орган, где формируются клетки крови и лимфы, — …………
  13. Человек, получающий часть крови от переливания, ткани и органы для пересадки, — ….
  14. Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека или животного к здоровому — …………….
  15. Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате несвертывания крови, — …………

источник

Обобщающий урок по теме: «Кровь и кровообращение»

Цели:

  • Обобщить все знания, полученные в изучении темы “Кровь и кровообращение”.
  • Выделить особое место повторению терминов по данной теме, закрепить умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказанием первой медицинской помощи при различных видах кровотечения, значению сердца нашего организма, данных кардиологии, влиянию вредных веществ на сердечно-сосудистую систему.

Оборудование: муляжи сердца, таблицы по теме, микроскоп, карточки с биологическими заданиями, бинт, жгут, вата, перекись водорода, рисунок сердца.

План урока

  1. Организационный момент на уроке.
  2. Проверка знаний. Текстовый контроль по вариантам 1 и 2.
  3. Работа в группах. Решение биологических задач.
  4. Разминка. Вопросы к теме, загадки.
  5. Работы исследовательского характера. Задание группам с последующим обучением.
  6. Значение сердца в жизни человека. Инсценированное представление.
  7. Успехи науки в области кардиологии. Достижения ученых.
  8. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека.
  9. Подведение итогов урока.

Тест “Кровь и ее свойства”

Задание: напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий.

  1. Основная транспортная система организма из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов.
  2. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка.
  3. Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин.
  4. Плазма крови, лишенная фибриногена.
  5. Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем.
  6. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением качественного состава.
  7. Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые обнаружен у макак.
  8. Форменные элементы крови, необходимые для поддержания целостности сосудистой стенки.
  9. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки.
  10. По каким кровеносным сосуда кровь течет из сердца.

Тест “Кровь и ее свойства”

Задание: напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий.

  1. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов.
  2. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин.
  3. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ.
  4. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и их чужеродных тел.
  5. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека.
  6. Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате несвертывания крови.
  7. Орган, где деформируются клетки крови.
  8. Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки.
  9. Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека или животного здоровому.
  10. По каким кровеносным сосудам кровь течет к сердцу.

Биологические задачи

Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Почему лейкоцитам дали такое название?

Ответ: Лейкоциты борются с микробами, уничтожают все поврежденные, износившиеся клетки.

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

Ответ: В состав форменных элементов входят тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы, всего 2-4 мк. Но при маленьком повреждении тканей под действием фермента немедленно начинают слипаться, образуя комочек, который временно закрывает место ранения сосуда.

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

Ответ: Из-за несовместимости групп крови.

В норме у человека сердце располагается чаще всего слева. Но иногда оно занимает правостороннее положение. Как это отражается на его работе?

Ответ: Сердце может быть расположено справа, что является врожденной аномалией. Правостороннее расположение сердца не сказывается отрицательно на его деятельности и не влечет за собой нарушения кровообращения. Но иногда правостороннее расположение сердца сочетается с таким врожденным пороком, как недоразвитие клапанов. В таких случаях возникает неизбежно нарушение сердечной деятельности, создается угроза здоровью и даже жизни. Иногда сердце смещается в правую сторону грудной клетки в результате различных болезненных процессов организма: скопления большого количества жидкостей или воздуха или воздуха в левой плевральной плоскости, искривление позвоночника, деформации грудной клетки. В этих случаях функция сердца обычно не нарушается.

У человека общая протяженность всех сосудов около 100 тыс. километров. 7-10 литров крови для их заполнения явно недостаточно. Как организм обеспечивает снабжение кровью всех органов и тканей?

Ответ: Одновременно напряженная работа многих систем невозможна. Например, после сытного обеда наиболее энергично функционируют органы пищеварения, к ним направляется значительная часть крови, а для нормальной работы головного мозга, ее начинает не хватать, и мы испытываем сонливость.

Эритроциты человека в 3 раз меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм 3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?

Ответ: У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода.

Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые ему составные части крови.

а) эритроциты для лечения тяжелых форм малокровия

б) насыщенные лейкоцитами для лечения лучевой болезни

в) тромбоциты в плазму крови для повышения свертывания крови

При микроскопическом исследовании крови у человека обнаружено повышение количества лейкоцитов ( в 1мм 3 – 12 тыс.). Показателем чего это может быть?

Ответ: Повышение количества лейкоцитов в крови человека говорит о том, что в организме наблюдается воспалительный процесс.

Разминка

  1. Где кроме сердца есть полулунные клапаны? (В венах)
  2. Кто сказал сердце можно лечить только сердцем? (Русский художник И.И. Левитан)
  3. Почему белеют отмороженные уши и нос? (При охлаждении кровеносные сосуды сжимаются)
  4. Каким ученым было впервые предложено, что сердце – двигатель крови и система кровообращения замкнутая? (Английский ученый Гарвит Уильям)
  5. В одной популярной книге по физиологии сказано: “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходя из гавани вновь уходят в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”? (Эритроциты образуются в красном костном мозге, разрушаются в печени и селезенке)
  6. Внутренняя среда организма состоит из…
  7. Какие функции выполняет кровь?
  8. Какую группу крови будут иметь дети родителей, у которых первая группа крови?
  9. Какая фамилия ученого, открывшего явление фагоцитоза?

Загадки

  1. В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)
  2. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)
  3. Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)
  4. Кто целый век в клетке? (Сердце)

Задания исследовательского характера

Тема: Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Цель: Дать представление о строении клеточных элементов крови у человека и лягушки.

Ход работы:

  1. Изучить при большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму, строение.
  2. Изучить микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размер и форму эритроцитов.

Результаты представить в виде таблицы.

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки.

Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.

Тема: Первая помощь при кровотечениях.

Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

Остановка артериального кровотечения.

  1. Назвать характерные признаки артериального кровотечения.
  2. Обозначить на кисти “пострадавшего” мелком место условного повреждения и кровотечения. Вскрыть индивидуальный перевязочный пакет. Не прикасаясь к внутренней части марлевой повязки, приложить ее к раненой поверхности и наложить давящую повязку.

Тема: Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.

Цель: Научиться посчитывать пульс, доказать, что его частота зависит от положение тела и нагрузки на организм.

1. Ответить! Что такое пульс, где его можно обнаружить.

2. Отыскать пульс на лучевой артерии.

3. Подсчитать число ударов пульса за 1 минуту.

Изменение пульса при разносторонней мышечной активности.

При покое После 10 приседаний В положении сидя В положении стоя

Сравнить результаты, сделать вывод о работе сердца в покое и при нагрузке.

Тема: Первая помощь при кровотечениях.

Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

Остановка артериального кровотечения (из лучевой артерии)

  1. Назвать характерные признаки артериального течения.
  2. Обозначить место условного ранения предплечья с повреждением лучевой артерии ( передняя поверхность предплечья со стороны большого пальца). Освободить предплечья от одежды. Выше места условного ранения положить мягкую ткань, а поверх его резиновый жгут. Завязать жгут узлом и стянуть деревянной палочкой-закруткой, к которой прикрепить листок бумаги с указанием времени наложения жгута. На раненую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать.

Начало к вопросу

Значение сердца в нашей жизни.

Нет такого другого органа, который был бы изучен так хорошо, как сердце, но оно всё ещё таит в себе удивительные загадки, не решённые и по сей день.

Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар на шар земной похожий?
Так или иначе всё земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

На самом деле, что такое сердце?

Какова его важность в нашем организме?

Какое оно занимает место в жизни любого человека, попробуем в этом разобраться?

Значение сердца в нашей жизни. Причины, вызывающие болезни сердца

Идут Наука (с книгой), Сила (чемпионская лента и медали), Разум (с книгой) , Сердце (девочка, одетая в красное платье, с большими рисунками сердца).

Наука: Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и сердце о том, кто из них нужнее человеку, но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит я всего нужнее людям.

Разум: Позволь Сила. Я определяю, что полезно человеку, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит я нужнее людям.

Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь. Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука: Уважаемая Сила, всё, что ты говорила, — правда. Но иногда ты жестока. Хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

Почтенный Разум и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы жизни, но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю к согласию. А повелителем для вас будет Сердце.

Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, плохое не примет.

Ты сила могуча и крута, но сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел, оно не пожалеет себя, от недобрых удержит.

Соединитесь же все вместе и пусть вами руководит сердце.

(Берутся за руки поднимают их вверх).

Расул Гамзатов “Прости меня сердце моё”

Тебе я помучил немало
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, моё сердце меня
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твоё подгоняя колотьё.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце моё.
За то, что железным ты мнилось
И мог я подставить под копьё
Тебя я, безумно на милость,
Прости меня сердце, сердце моё.
Кружит, как над полем сраженье,
Порой над тобой вороньё.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, Сердце моё!

Разум: “К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно бьётся не только в любом органе, но и указывают путь каждому из них”.

Сердце: Эти слова сказал обо мне безымянный древнегреческий врач. Учённые сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину.

Во мне всё предельно просто. Ничего лишнего, и в этой простоте само моё совершенство.

За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо)

Успехи науки в области кардиологии

Изучением сердца, его заболеваниями занимается наука

Кардиология – раздел внутренних болезней, изучающий причины возникновения, методы диагностики, лечения и профилактики сердечно-сосудистой системы.

Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного здравоохранения. Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог А.А. Куллько. 3 августа 1903 года он оживил сердце ребенка спустя несколько часов после его смерти. Профессору С.С. Горгохоненко удалось восстановить деятельность сердца через 100 часов после смерти человека, а профессор Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов. Все эти опыты позволили глубже проникнуть в тайны сердца.

С 1897 по 1941 год в нашей стране было сделано 315 операций на сердце. С 1967 года по настоящее время их произведено десятки тысяч. Это способствовало в 1961 году института сердечно-сосудистой хирургии, которому впоследствии было присвоено имя академика Александра Николаевича Бакулева – одного из основоположников кардиохирургии. Имена Н.А. Вишневского, Н.П. Амосова, Ф.Г. Углова, Е.И. Чадова, В.И. Шумакова известны всему миру.

В начале 40-х годов ученый П.Л. Синицын провел опыты по пересадке сердца лягушки. С “чужим” сердцем лягушки жили более года. В опытах В.П. Демихова собака с двумя сердцами жила 32 дня. Огромными достижениями хирургии стали операции по трансплантации (пересадке) сердца человеку. 3 декабря 1967 года хирург из Кейптауна профессор Кристиан Бернард впервые в мире пересадил живое сердце от человека к человеку. Бернард учился по его собственным признаниям у нашего врага Демихова и оперировал по его методам. Много операций в нашей стране сделано профессором Шумаковым.

В настоящее время перед учеными встала принципиально новая задача создать вживляемое искусственное сердце. Над этой проблемой успешно работает группа ученых под руководством профессора Шумакова.

Большое будущее принадлежит лазерной хирургии. Впервые в мире в 1984 году в нашей стране проведена совершенно новая операция на сердце, уже хорошо освоенная хирургами Москвы. С помощью лазера восстанавливается кровообращение сердечной мышцы.

Новый метод операции на сердце с применением холода был внедрен в практику группой ученых Новосибирского центра под руководством профессора.

С 1982 года в Москве работает Российский центр кардиологии Академии Медицинских наук.

Важнейшая задача кардиологии – профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Болезни сердца вызывают повышенное давление, избыточная масса тела, токсические вещества, малоподвижный образ жизни, эмоциональный стресс, генетический фактор, неблагоприятная экологическая обстановка и, конечно, наркотики, алкоголь, курение.

За последние 20 лет потребление алкоголя в мире увеличилось на 50%. А ведь пристрастие к нему сокращает жизнь человека на 10-12 лет. Уже спустя несколько минут после принятия спиртного, алкоголь поступает в кровь и циркулируется в ней 5-7 часов. Все это время сердце работает в неблагоприятном для него режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту. Развивается атеросклероз – хроническая болезнь артерий, приводящая постепенно к сужению просвета и нарушению их функции, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. В конце концов, от острой недостаточности наступает внезапная смерть.

Спортивные тренировки, утренняя гимнастика способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы, увеличивают силу, выносливость сердечной мышцы.

Никотин вызывает сужение сосудов сердца, образование тромбов, а угарный газ, которы также есть в табаке, создает постоянную кислородную недостаточность организма в целом, и в первую очередь – сердечной мышцы. И это только два вещества, выделяемые из табачного дыма, а их – 300.

После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов длится около получаса. Курильщики заболевают в 12 раз чаще стенокардией и в 13 раз чаще инфарктом сердечной мышцы, чем некурящие.

Инфаркт миокарда – острое заболевание, обусловленное развитием одного или нескольких очагов омертвления в сердечной мышце и проявляющееся нарушением сердечной деятельности.

источник

Урок биологии по теме «Значение дыхания. Органы дыхания»

  • учащиеся знакомятся со строением органов дыхания, раскрывают сущность дыхания, показывают связь строения органов с их функциями,
  • развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов,
  • проверка знаний учащихся по теме: кровь и кровообращение.
Обратите внимание:  Если у девушки при сексе открылось кровотечение

Ход урока.

1. Проверочная работа по теме «Кровь и кровообращение».

Задание I : Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий:

I вариант – нечётные, II вариант – чётные.

  1. Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов — …
  2. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из неё форменных элементов — …
  3. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка — …
  4. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин — …
  5. Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин — …
  6. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ — …
  7. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел — …
  8. Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось возбудителем — …
  9. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека — …
  10. Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате несвёртывания крови — …

(Ответы: 1 – кровь, 2 – плазма крови, 3 – свёртывание, 4 – эритроциты, 5 – лейкоциты, 6 – иммунитет, 7 – фагоцитоз, 8 – лечебная сыворотка, 9 – вакцина, 10 – гемофилия.

Задание II : Объясните термины:

I вариант — лимфоциты, артерии, венозная кровь, створчатые клапаны, фибрин.

II вариант — автоматизм сердца, вены, артериальная кровь, полулунные клапаны, анемия.

2. Новый материал.

Беседа с учащимися о значении дыхания, об органах дыхания позвоночных и беспозвоночных животных.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.

Многие беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У большинства насекомых органы дыхания – трахеи (трубочки); у моллюсков – лёгкое, жабры; у рыб – жабры, жабры есть и у кольчатых червей. С переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется. Земноводные дышат кожей и лёгкими. Лёгкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеют более сложное строение.

Значение дыхания? В организме каждой клеточке необходима энергия. Её источник в организме – распад и окисление органических соединений. В процессах окисления участвует кислород. В организме нет запаса кислорода, поэтому он должен поступать извне через органы дыхания.

Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях.

1846 год – на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись в трюме во время бури, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом осуществляется в органах дыхания. С увеличением размеров живых существ появляются специализированные органы дыхания, обладающие достаточно большой дыхательной поверхностью.

Согласно романам Купера, индейцы спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м. При погружении на большую глубину разность между давлением воды снаружи грудной клетки и давлением воздуха внутри неё настолько возрастает, что вдох сделать невозможно. Поэтому на глубине больше 1,5 м можно дышать только воздухом, идущим под давлением. Именно поэтому аквалангисты, погружаясь на большие глубины, берут с собой баллоны со сжатым воздухом, причём по мере погружения (всплытия) давление необходимо изменять.

Система органов дыхания млекопитающих и человека состоит из воздухоносных путей (или дыхательных) и лёгких.

Учитель предлагает учащимся представить меченую молекулу атмосферного кислорода, пропутешествуем с ней, познакомившись со всеми объектами.

Вместе с учителем учащиеся (используя и учебник) заполняют таблицу.

Верхние и нижние дыхательные пути.

Органы Строение Функции

Верхние дыхательные пути: носовая полость, гортань.

«Без носа человек — чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, — просто возьми, да и вышвырни в окошко. » — так писал о носе Н.В.Гоголь.

С начала веков жил некий бог по имени Мелу, который создал по своему образу двух живых существ. Но пока создатель был ещё занят своим делом, успев уже закончить одно создание, но ещё без носа, и другое, также без носа, к нему явился Тау-Далом-Тана и потребовал допустить его самого сделать оба носа. После горячего спора с создателем он добился-таки своего и создал носы, но, прилаживая их к лицам наших прародителей, он, к несчастью, поставил носы вверх ноздрями. После этого выпал большой дождь, и оба родоначальника человечества едва не погибли, потому что дождь стекал с их головы в перевёрнутые кверху ноздри. К счастью, создатель вовремя заметил их опасное положение, опустился к ним на помощь с облаков, снял их носы и поставил каждый на своё место.

Носовая полость Костно-хрящевая перегородка делит полость на правую и левую половины; в каждой – извилистые носовые ходы;
спереди – ноздри, сзади – хоаны; выстлана слизистой оболочкой, мерцательный эпителий (волоски или реснички), кровеносные сосуды.
Воздух увлажняется, обезвреживает микробы, задерживает пыль, согревает или охлаждает воздух (как кондиционер)

В Арабских Эмиратах традиционным приветствием является «носовой поцелуй» (касание носом).

Вспомнить пословицы о носе:

«Чем не молодец, коль нос с огурец!»,

«Большой нос не укора: упадёшь, так подпора!»,

«Этот нос семерым бог нёс – одному достался».

Не меньших размеров носом обладал и генерал Пётр Иванович Багратион, герой войны 1812 года. Он добродушно относился к своему недостатку и даже часто пошучивал на эту тему. Однажды ему доложили, что «французы на носу». «… Это смотря на чьём, — добродушно отвечал Багратион. – Если на Вашем, то нам надо срочно отступать, а если на моём, то мы ещё успеем пообедать».

Учащиеся пробуют объяснять фразы: «зарубить на носу», «остаться с носом», «водить за нос».

А можно ли измерить скорость транспорта этих пылевых частиц в полости носа?

Оказывается, можно, и притом весьма оригинальным способом. В самое преддверие носа, на слизистую оболочку, помещают несколько пылинок очищенного угля. Если ровно через 10-12 минут мы заглянем в рот, то увидим чёрные пылинки угля на стенке глотки. Можно вместо пылинок угля использовать пылинки сахара. Тогда через такой же промежуток времени почувствуется сладкий привкус. (данный эксперимент можно провести в процессе объяснения материала)

В слизистой носовой полости находятся фагоциты, лимфоциты, антитела.

Задание учащимся: Объяснить результаты следующего эксперимента.

Опыт: Кролику вводят в носовую полость трубочку, воздух не соприкасается со слизью. Через несколько дней кролик погибает от бактерий в лёгких.

Из носовой полости молекула воздуха через носоглотку попадает в гортань.

Гортань Орган звукообразования – вид воронки; состоит из хрящей: в основании – перстневидный, спереди и с боков – щитовидный (из 2-х частей), сзади – 2 черпаловидных, надгортанник (прикрепляется к внутренней поверхности щитовидного хряща);
связки, мышцы, 2 пары голосовых связок.
Проведение воздуха

У детей и женщин две пластинки щитовидного хряща сходятся под тупым углом, у мужчин – под прямым («адамово яблоко»). Согласно легенде Адам подавился яблоком, когда был застигнут богом.

Во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод.

В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех у них причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань.

Человек молчит – голосовые связки расходятся, голосовая щель – вид равнобедренного треугольника. При разговорах, пении голосовые связки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на складки, они начинают колебаться. Появляется звук.

Длина связок: короче (частота колебаний больше, голос выше) – у женщин, длинные – у мужчин.

Оказывается, что за 30 секунд женщина произносит 80 слов, а мужчина – 50; за 60 секунд: женщина – 116, мужчина – 112. Разница заметнее на отрезке времени в 120 секунд: мужчины – 152 слова, женщины – 214. (объясняется это тем, что женщина больше времени проводит с детьми и чаще вынуждена отвечать на вопросы своих чад)

Артикуляция – работа языка, зубов, губ, челюстей, связок при произнесении членораздельных звуков.

За 1 сек – от 80 до 10 тыс колебаний голосовых связок. При крике голосовые связки трутся друг о друга, повреждаясь. Отрицательно влияют частые воспаления дыхательных путей, курение, алкоголь (хриплый голос). Безусловный рефлекс – рождение ребёнка – крик (лёгкие наполнились воздухом).

Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой со множеством рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси – возникает кашель (усиленный вдох, благодаря которому гортань очищается).

Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи.

Трахея Вид трубки (от греч. «шероховатое дыхательное горло» или «большая атрерия») 10-15 см; хрящевые полукольца (не дают трахее спадаться при вдохе и не задерживает воздух при повороте головы), соединяются связками между собой; задняя стенка – мягкая (прилегает к пищеводу и не мешает движению пищи) Проведение воздуха, защита от пыли
Бронхи 2 главные ветви – крупные бронхи разветвляются на мелкие (бронхиолы) и заканчиваются лёгочными пузырьками (альвеолами) Проведение воздуха

$ 22 (по учебнику А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология. Человек. 8 класс»), записи.

источник

Урок биологии по теме «Значение дыхания. Органы дыхания»

  • учащиеся знакомятся со строением органов дыхания, раскрывают сущность дыхания, показывают связь строения органов с их функциями,
  • развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов,
  • проверка знаний учащихся по теме: кровь и кровообращение.

Ход урока.

1. Проверочная работа по теме «Кровь и кровообращение».

Задание I : Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий:

I вариант – нечётные, II вариант – чётные.

  1. Основная транспортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов — …
  2. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из неё форменных элементов — …
  3. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка — …
  4. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин — …
  5. Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин — …
  6. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ — …
  7. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел — …
  8. Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось возбудителем — …
  9. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека — …
  10. Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате несвёртывания крови — …

(Ответы: 1 – кровь, 2 – плазма крови, 3 – свёртывание, 4 – эритроциты, 5 – лейкоциты, 6 – иммунитет, 7 – фагоцитоз, 8 – лечебная сыворотка, 9 – вакцина, 10 – гемофилия.

Задание II : Объясните термины:

I вариант — лимфоциты, артерии, венозная кровь, створчатые клапаны, фибрин.

II вариант — автоматизм сердца, вены, артериальная кровь, полулунные клапаны, анемия.

2. Новый материал.

Беседа с учащимися о значении дыхания, об органах дыхания позвоночных и беспозвоночных животных.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти.

Многие беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У большинства насекомых органы дыхания – трахеи (трубочки); у моллюсков – лёгкое, жабры; у рыб – жабры, жабры есть и у кольчатых червей. С переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется. Земноводные дышат кожей и лёгкими. Лёгкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеют более сложное строение.

Значение дыхания? В организме каждой клеточке необходима энергия. Её источник в организме – распад и окисление органических соединений. В процессах окисления участвует кислород. В организме нет запаса кислорода, поэтому он должен поступать извне через органы дыхания.

Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях.

1846 год – на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись в трюме во время бури, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом осуществляется в органах дыхания. С увеличением размеров живых существ появляются специализированные органы дыхания, обладающие достаточно большой дыхательной поверхностью.

Согласно романам Купера, индейцы спасались от врагов, погружаясь в воду и дыша при этом через полую камышинку. Однако дышать таким способом можно на глубине, не превышающей 1,5 м. При погружении на большую глубину разность между давлением воды снаружи грудной клетки и давлением воздуха внутри неё настолько возрастает, что вдох сделать невозможно. Поэтому на глубине больше 1,5 м можно дышать только воздухом, идущим под давлением. Именно поэтому аквалангисты, погружаясь на большие глубины, берут с собой баллоны со сжатым воздухом, причём по мере погружения (всплытия) давление необходимо изменять.

Система органов дыхания млекопитающих и человека состоит из воздухоносных путей (или дыхательных) и лёгких.

Учитель предлагает учащимся представить меченую молекулу атмосферного кислорода, пропутешествуем с ней, познакомившись со всеми объектами.

Вместе с учителем учащиеся (используя и учебник) заполняют таблицу.

Верхние и нижние дыхательные пути.

Органы Строение Функции

Верхние дыхательные пути: носовая полость, гортань.

«Без носа человек — чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, — просто возьми, да и вышвырни в окошко. » — так писал о носе Н.В.Гоголь.

С начала веков жил некий бог по имени Мелу, который создал по своему образу двух живых существ. Но пока создатель был ещё занят своим делом, успев уже закончить одно создание, но ещё без носа, и другое, также без носа, к нему явился Тау-Далом-Тана и потребовал допустить его самого сделать оба носа. После горячего спора с создателем он добился-таки своего и создал носы, но, прилаживая их к лицам наших прародителей, он, к несчастью, поставил носы вверх ноздрями. После этого выпал большой дождь, и оба родоначальника человечества едва не погибли, потому что дождь стекал с их головы в перевёрнутые кверху ноздри. К счастью, создатель вовремя заметил их опасное положение, опустился к ним на помощь с облаков, снял их носы и поставил каждый на своё место.

Носовая полость Костно-хрящевая перегородка делит полость на правую и левую половины; в каждой – извилистые носовые ходы;
спереди – ноздри, сзади – хоаны; выстлана слизистой оболочкой, мерцательный эпителий (волоски или реснички), кровеносные сосуды.
Воздух увлажняется, обезвреживает микробы, задерживает пыль, согревает или охлаждает воздух (как кондиционер)

В Арабских Эмиратах традиционным приветствием является «носовой поцелуй» (касание носом).

Вспомнить пословицы о носе:

«Чем не молодец, коль нос с огурец!»,

«Большой нос не укора: упадёшь, так подпора!»,

«Этот нос семерым бог нёс – одному достался».

Не меньших размеров носом обладал и генерал Пётр Иванович Багратион, герой войны 1812 года. Он добродушно относился к своему недостатку и даже часто пошучивал на эту тему. Однажды ему доложили, что «французы на носу». «… Это смотря на чьём, — добродушно отвечал Багратион. – Если на Вашем, то нам надо срочно отступать, а если на моём, то мы ещё успеем пообедать».

Учащиеся пробуют объяснять фразы: «зарубить на носу», «остаться с носом», «водить за нос».

А можно ли измерить скорость транспорта этих пылевых частиц в полости носа?

Оказывается, можно, и притом весьма оригинальным способом. В самое преддверие носа, на слизистую оболочку, помещают несколько пылинок очищенного угля. Если ровно через 10-12 минут мы заглянем в рот, то увидим чёрные пылинки угля на стенке глотки. Можно вместо пылинок угля использовать пылинки сахара. Тогда через такой же промежуток времени почувствуется сладкий привкус. (данный эксперимент можно провести в процессе объяснения материала)

В слизистой носовой полости находятся фагоциты, лимфоциты, антитела.

Задание учащимся: Объяснить результаты следующего эксперимента.

Опыт: Кролику вводят в носовую полость трубочку, воздух не соприкасается со слизью. Через несколько дней кролик погибает от бактерий в лёгких.

Из носовой полости молекула воздуха через носоглотку попадает в гортань.

Гортань Орган звукообразования – вид воронки; состоит из хрящей: в основании – перстневидный, спереди и с боков – щитовидный (из 2-х частей), сзади – 2 черпаловидных, надгортанник (прикрепляется к внутренней поверхности щитовидного хряща);
связки, мышцы, 2 пары голосовых связок.
Проведение воздуха

У детей и женщин две пластинки щитовидного хряща сходятся под тупым углом, у мужчин – под прямым («адамово яблоко»). Согласно легенде Адам подавился яблоком, когда был застигнут богом.

Во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод.

В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех у них причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань.

Человек молчит – голосовые связки расходятся, голосовая щель – вид равнобедренного треугольника. При разговорах, пении голосовые связки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на складки, они начинают колебаться. Появляется звук.

Длина связок: короче (частота колебаний больше, голос выше) – у женщин, длинные – у мужчин.

Оказывается, что за 30 секунд женщина произносит 80 слов, а мужчина – 50; за 60 секунд: женщина – 116, мужчина – 112. Разница заметнее на отрезке времени в 120 секунд: мужчины – 152 слова, женщины – 214. (объясняется это тем, что женщина больше времени проводит с детьми и чаще вынуждена отвечать на вопросы своих чад)

Артикуляция – работа языка, зубов, губ, челюстей, связок при произнесении членораздельных звуков.

За 1 сек – от 80 до 10 тыс колебаний голосовых связок. При крике голосовые связки трутся друг о друга, повреждаясь. Отрицательно влияют частые воспаления дыхательных путей, курение, алкоголь (хриплый голос). Безусловный рефлекс – рождение ребёнка – крик (лёгкие наполнились воздухом).

Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой со множеством рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси – возникает кашель (усиленный вдох, благодаря которому гортань очищается).

Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи.

Трахея Вид трубки (от греч. «шероховатое дыхательное горло» или «большая атрерия») 10-15 см; хрящевые полукольца (не дают трахее спадаться при вдохе и не задерживает воздух при повороте головы), соединяются связками между собой; задняя стенка – мягкая (прилегает к пищеводу и не мешает движению пищи) Проведение воздуха, защита от пыли
Бронхи 2 главные ветви – крупные бронхи разветвляются на мелкие (бронхиолы) и заканчиваются лёгочными пузырьками (альвеолами) Проведение воздуха

$ 22 (по учебнику А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология. Человек. 8 класс»), записи.

источник